Поездка в Горный Алтай: река Катунь, перевал Кара-Тюрек, восхождение в горы.
К тебе Белуха, на белом коне…
(очерк из газеты «Хроника» СамГАПС)
В дорогу на Алтай меня в очередной третий раз позвал внутренний сердечный порыв — не просто ублажить желание чего-то, а потрудиться и продолжать познавать недоступное. И в то же время реально созданное для людей горнее — горы. И я снова устремился на Алтай с радостью духа, желанием поделиться увиденным и скоротечным миром красоты природы.
Перед отъездом дома вдруг со стены падает картина «Сергий Радонежский». Вопрос: «как и почему?». Основанием для полотна был довольно толстый, надёжно закреплённый шпиль. Но, как мне кажется, был в этом особый смысл, я воспринял произошедшее как смысловой, внутренний знак: по житию св.Сергия мне предстоит испытать терпение.
По приезде в Барнаул терпение пришлось проявлять постоянно, по сути дела, каждый день. Снисходительно относиться к раздражительности людей, их агрессивному настроению, сквернословию. Но когда всё это происходило во время путешествия, я говорил себе: будет и радость душевная.
Тайна горного Алтая в картинах
Фото. Горный Алтай. На коне.
Время выезда из Барнаула выбрал не случайно — 22 июня, в день памяти начала Великой Отечественной. По пути на вокзал в «Газели» у меня слетела панама (женщина заметила), а я не почувствовал. У самого вокзала вдруг отрываются лямки от рюкзака. В Бийске мне показал «хвост» автобус, шофёр даже не оповестил пассажиров об отправлении. Вот так я оплошал — но.. терпение…
В Горно-Алтайске забыл тёплые вещи — ещё одно испытание… Но всё ничего — испытания внутренним дискомфортом. К счастью, свитера и тёплые брюки были найдены. Итак, вперёд, к заснеженным вершинам! Главное, я верил в то, что терпение и уверенность в осуществлении намеченного с помощью людей придаёт силы, укрепляет их, а передо мной всё вставал и вставал образ Сергия Радонежского.
В дороге шестнадцать часов то на грузовике, то на микроавтобусе, и ночью, в 23ч мы, наконец, прибыли в село Тюнгур — это последнее место, где может проехать машина.
Далее, 23 июня меня неожиданно выручает моя книга «Живые мысли в стихах, прозе и картинах». Ошибся в расчётах: для того, чтобы нанять проводника с лошадью, не хватило полутора тысяч рублей, — книга эта послужила в качестве бартера. Достался мне белый конь — добрый знак для этих краёв.
Река Катунь. Горный Алтай. Фото В. Никитин.
Высота 1800 м, а река Катунь (в переводе с алтайского — женщина) с той самой высоты показалась маленьким ручейком. На высоте 2000м нас приютили и самым радушным образом приняли на метеостанции. В тот вечер страстно хотелось увидеть перед дальней дорогой ещё один добрый знак, и это произошло. На ровных оранжево-голубых безбрежных облаках тяжело зависли объёмные тучи, имевшие почти идеально правильную форму эллипса с остриями на гору Белуха. На наших глазах туча превратилась в «сидячего льва», смотревшего в сторону сказочной, белоснежной величественной горы.
«Сидячий лев из облаков». Фото путешественника В. Никитина.
Сначала родился за горою свет, я снимал на видеокамеру, а затем из-за горы, из света небесного появилось очертание всадника на белом коне.
«Всадник на коне из облаков». Фото путешественника В. Никитина.
Душа радостно шептала мне: всё будет хорошо. Между тем начальник метеостанции о предстоящих катаклизмах: граде, шторме, урагане, — ехать опасно для жизни.
«Нет, — сказал я проводнику Александру Черепанову, — поедем посередине, а стихии пусть буянят по сторонам».
Мы шли по горам 24 июня, а в это время в Барнауле ураган валил деревья и срывал провода. Перевал Кара-Тюрек — над уровнем моря на высоте 3060 метров. Мне нравилось, что в течение всего маршрута мною не командовали горы крутизной склонов в 60градусов, а проводник чувствовал, что сидит, ведомый всадником, как влитой, и не мешал мне: я мог ехать без поводьев, сидеть на боку и задом наперёд на лошади восемь часов верхом.
На перевале и внизу Белуха встретила удивительной красотой и ясным небом. Говорят, каков человек, такова и встреча. Можно месяц кружить около Белухи, а она будет в тумане и облаках.
На станции МЧС мы спешились. Час сна и три часа ходу пешком до горы. Когда прыгал по большим каменным валунам, ловил себя на мысли, будто лечу: где усталость, мысль упасть?! На фоне белой горы, её отвесного склона обосновался её страж и доцан. Ночью тело гудело, как трансформатор, облегчения не принесло и утро.Но пора в обратный путь.
В 10 часов — в град и снег — до Тюнгура. Буря нас преследовала до высоты 1000м. Взглянул на небо, солнце робкими лучами ласкало лицо, штормовка спасала от града, а к благодати от проделанного пути и труда дважды показывалась радуга. Необычно — мы глядели на неё с высоты, а не снизу. Одна сформировалась на глазах, маленькая, пушисто-искрящаяся, а сверху другая. Радость души я запечатлел на фотографиях.
«Если бы на мгновенье все люди на планете стали терпимее друг к другу, то всё преобразилось в радость не нового, а вечно существующего царства Красоты Души».
Статья записана со слов автора, 2005г.
Предлагаем полезные статьи:
Походы на Алтай самостоятельно. Видео-диск.
Фото Алтая. Рассказ автора о путешествии.
Тайны Горного Алтая в картинах.
По святым местам планеты: Египет.
По святым местам Греции: Метеоры.
Раздел для школьников: Узнаем — научимся.